Формы познания мира

Формы познания мира

1.3. Формы познания мира

 

Знания человека не ограничиваются только наукой. Наука – не единственный способ познания. Во все времена сосуществовали разные подходы к изучению действительности. Человек стремился узнать о мире, прибегая к мифотворчеству, создавая религиозные учения или же творя произведения искусства. Правда, иногда в ту или иную эпоху главенствующим становился какой-нибудь один подход, и он подчинял себе другие подходы. Этот подход признавался образцом истинного познания, и на его основе строилось мировоззрение эпохи. Так, в эпоху Средневековья все формы духовной деятельности человека были пронизаны религиозным мировоззрением… Однако времена менялись. И вот уже в эпоху Нового времени в области познания ведущую позицию стала занимать наука. То была эпоха становления классической механики, в которой революционные открытия Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера и ряда других ученых способствовали формированию научного мировоззрения: механистической картины мира. И всё же, наверное, будет заблуждением считать, что наука в этой исторической борьбе конкурирующих между собой форм познаний вышла победительницей и что отныне только «научно обоснованное» имеет полное право претендовать на истину. Конечно, никто не сомневается в том, что мировоззрение нынешней эпохи формируется под определяющим влиянием науки и техники, но если мы зададимся вопросом: «Сохранится ли такое положение дел и в будущем?» то, пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос мы не сможем дать. Поскольку ни в научно-исследовательской деятельности, ни в результатах этой деятельности нет ничего, что могло бы нам обещать сохранение существующего положения дел и в будущем. А некоторые утверждают, что человек в будущем может отвернуться от науки. Так, к примеру, К. Хюбнер, современный мыслитель, в книге «Критика научного разума», анализируя такой древнейший способ познания мира, как мифы, и сравнивая его с наукой, приходит, в конце концов, к следующему выводу. «Сегодня никто, – пишет он, – не в состоянии предсказать, возможно ли такое действительное изменение нашего горизонта восприятия, которое снова сделает миф живой силой и сферой нашего опыта. Вместе с тем… весьма важно установить уже саму принципиальную возможность подобной трансформации и иметь в виду, что она возможна в тот момент, когда односторонний научно-технический мир, в котором мы живем, теряет свою мощь» [1, с. 322].

Поэтому, наверное, будет опрометчиво видеть в иных подходах к познанию мира устаревшие, «отжившие свой век» формы духовной деятельности человека (или же нечто «второсортное» по сравнению с наукой)…