Общенаучные методы эмпирического познания

Общенаучные методы эмпирического познания

2.2. Общенаучные методы эмпирического познания Наблюдение определяется как чувственное отражение предме-тов внешнего мира. Научное наблюдение (в отличие от наблюдений в повседневной жизни) характеризуется целенаправленностью (наблю-дение связано с постановкой какой-нибудь задачи исследования), планомерностью (наблюдение проводится согласно составленному плану), активностью (исследователь активно ищет и выделяет нужные ему моменты). Результаты наблюдений образуют эмпирический базис науки, на основе которого в дальнейшем строятся эмпирические обобщения. По способу проведения наблюдения могут быть непосредствен-ными и опосредованными (т.е. при помощи приборов). Ученые редко ограничиваются в?дением невооруженным глазом. Ибо вещи, кото-рые «видны» современной науке, редко можно наблюдать при помощи органов чувств. В настоящее время большую роль в науке играют и так назы-ваемые косвенные наблюдения, в которых представление об объекте складывается по результатам его взаимодействия с другими объекта-ми. Посредством косвенных наблюдений ученые, например, изучают свойства нейтрино, восстанавливая характеристики этой частицы по продуктам взаимодействия её с другими частицами. Подчеркнем, что в наблюдениях отсутствует деятельность, на-правленная на изменение объекта познания. Исследователь не вме-шивается в ход изучаемого процесса. Это может быть связано с тем, что объект недоступен исследованию, скажем, из-за удаленности, или с тем, что вмешательство в изучаемый процесс представляется нежелательным, или, наконец, с тем, что техническая аппаратура не позволяет провести более детальные исследования. Вместе с тем, с наблюдением связаны некоторые философские проблемы. В частности, принципиальное значение для философии науки имеет вопрос о том, существует ли строгое разграничение между наблюдением и теорией. Вот как, например, освещает эту проблему Я. Хаккинг в книге «Представление и вмешательство»: «Если мы всего лишь зрители в театре жизни, как на основании происходящего в спектакле мы можем узнать, что есть просто дейст-вия актеров, а что соответствует действительности? Если бы между теорией и наблюдением существовало строгое разграничение, тогда, может быть, мы могли бы считать наблюдаемое реальным, а теории, которые лишь представляют, – идеальными. Но когда философы начинают утверждать, что все наблюдения нагружены теорией, мы оказываемся совершенно замкнутыми в мире теоретических пред-ставлений и, следовательно, в одной из версий идеализма» [9, с. 143]. Точку зрения, согласно которой между наблюдением и теорией существует различие, отстаивали сторонники неопозитивизма. Они утверждали, что реальное ограничивается наблюдаемым, и поэтому все теоретические предложения можно, в конечном счете, свести (редуцировать) к предложениям наблюдения… и, таким образом, истинность первых предложений будет зависеть от истинности вторых. Точку зрения, согласно которой между теорией и наблюдением не существует границ, отстаивали сторонники постпозитивизма. Они утверждали, что любой термин и любое предложение, относящиеся к наблюдению, несут теоретическую нагрузку. Ибо «мы склонны замечать вещи, только если у нас есть какие-то ожидания, часто теоретического сорта, которые сделают их интересными или, по крайней мере, придадут им какой-то смысл» [9, с. 183]. Как видно, эта проблема связана с проблемой истинности науч-ных высказываний и, конечно же, её решение имеет огромное значе-ние. Эксперимент – более сложный, по сравнению с наблюдением, метод эмпирического познания. Он предполагает активное, целена-правленное воздействие исследователя на изучаемый объект. Экспе-римент включает в себя другие методы эмпирического познания: наблюдение и измерение, но в то же время обладает рядом особенно-стей: 1) Эксперимент позволяет изучить объект в «очищенном» виде, т.е. позволяет устранить всякого рода побочные факторы, затруд-няющие процесс исследования. (Например, корпуса, защищающие объект от внешнего электромагнитного излучения.) 2) В ходе эксперимента объект может быть поставлен в искусст-венные, в частности, экстремальные условия. (Например, при сверх-низких температурах, в вакууме и т.д.) 3) Эксперимент позволяет исследователю активно вмешиваться в изучаемый процесс, влиять на его протекание. 4) Условия эксперимента и, соответственно, проводимые при этом наблюдения и измерения могут многократно повторяться с тем, чтобы получить достоверные результаты. По способу проведения эксперименты могут быть исследова-тельские и проверочные. Исследовательские эксперименты направ-лены на обнаружение новых, неизвестных свойств. Результатами таких экспериментов могут быть выводы, не вытекающие из теорети-ческих знаний об объекте. Проверочные же эксперименты направле-ны на подтверждение теоретических построений. Исходя из методики проведения, эксперименты можно разде-лить на качественные и количественные. Качественные эксперимен-ты носят поисковый характер и не ведут к получению каких-либо количественных соотношений. Количественные эксперименты устанавливают количественные зависимости в исследуемом явлении. Указанные типы экспериментов, как правило, являются последова-тельными этапами развития познания. Заметим, что между экспериментом и наблюдением нет строго-го разграничения. Например, ученые сейчас говорят о наблюдении структуры вещества при помощи спектрального анализа, но, вероят-но, в период открытия спектрального анализа те же самые наблюде-ния являлись не чем иным, как исследовательскими экспериментами. Поэтому, скорее всего, вопрос о том, является ли нечто непосредст-венно наблюдаемым или нет, зависит от существующего состояния знания. Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюде-ний включает в себя проведение измерений. Измерение – это процесс определения количественных значений тех или иных свойств объекта при помощи специальных приборов. Результат измерения выражается в виде некоторого числа еди-ниц измерения. По способу получения результатов различают прямые и косвен-ные измерения. В прямых измерениях искомая величина получается путем непосредственного сравнения её с эталоном или же выдается измерительным прибором. В косвенных измерениях искомая величи-на находится через математическую зависимость, связывающую её с другими величинами, которые определяются в прямых измерениях.