Вторая, заключительная часть курса "Теория и устройство судна" - Динамик (ходкость, мореходность и управляемость судна).

Дисциплина «Маневрирование и управление судном» относится к базовой части профессионального цикла С.3. Изучение дисциплины проводится на 4 курсе в VII семестре и на 5 курсе в IX семестре по очной форме обучения и на 4 и 5 курсах в VI и IX семестре по заочной форме.

 

            Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные принципы несения ходовой навигационной вахты; общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском; влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь судна; приемы работы с приборами и пособиями гидрометеорологии и навигации, знать правила МППСС-72; порядок маневрирования при приближении к лоцманской станции и посадке или высадке лоцманов с учетом погоды, состояния прилива, выбега и тормозного пути; особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки; практические меры, принимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна; порядок использования двигательной установки и систем маневрирования.

Уметь:

 - идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском; учитывать влияние ветра и течения на управление судном; оценивать состояние суда и навигационную и гидрометеорологическую обстановку вокруг него; выбирать место якорной стоянки; знает порядок постановки на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи.

Владеть:

- навыками управления судном и использования систем маневрирования;  методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией; методами использования приборов и средств активного управления судном.

- навыками управления судном при выполнении спасательных операций. Маневрирование при спуске и подъеме спасательных средств, при спасении судов, самолетов, подводных лодок, людей в плохую погоду. Обеспечение безопасности экипажа при проведении спасательных операций.

 

 

Для успешного освоения дисциплины «Маневрирование и управление судном»  студент должен изучить курсы «Введение в специальность», «Механика», «Безопасность жизнедеятельности», «Морская практика», «Теория и устройство судна», «Безопасность судоходства», «Гидрометеорологическое обеспечение судовождения», «Навигация и лоция». Студент должен пройти плавательные практики II и IV курсов.

Дисциплина предшествует сдаче государственных экзаменов и защите выпускной квалификационной работы.

 

Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины составляет 8 зачетные единиц; всего 288 часов, из которых по очной форме 124 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (62 часа – занятия лекционного типа, 62 часа –практические занятия); по заочной форме 12 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (24 часов – занятия лекционного типа, 32 часа – лабораторные занятия).


Данный курс английского языка предназначен для курсантов/студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 26.05.05.

Курс предназначен для:

- курсантов 4 курса специализаций "Судовождение на морских путях" и "Судовождение на морских и внутренних водных путях"

- студентов 5 курса заочной формы обучения со сроком обучения 4 года 6 месяцев,

- студентов 6 курса заочной формы обучения со сроком обучения 6 лет.

Прохождение курса является обязательным. Запись на курс осуществляется Управляющими курсом согласно списочного состава учебных групп:

- курсантов - на период 8 семестра и экзаменационной сессии,

- студентов заочного обучения - за 6 месяцев до экзаменационной сессии и на период экзаменационной сессии.

Гироскопические навигационные приборы. Соответствует программе курса "Технические средства судовождения". Рассмотрены основы прикладной теории гироскопа, общий принцип построения морского гирокомпаса, теория гирокомпасов с непосредственным управлением и автономным чувствительным элементом и принцип действия гирокомпаса с косвенным управлением, теория гирокомпаса с косвенным управлением. Особое внимание уделено работе гирокомпаса в различных условиях плавания и методам повышения точности курсоуказания. Так же рассмотрен принцип действия и точностные характеристики навигационного гиротахометра.