Варианты зачисления на курс

1.     Место дисциплины в структуре образовательной программы  

 

Дисциплина “Методология научных исследований ” относится к дисциплинам базовой части – блок Б1.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям магистрантов.

Для изучения дисциплины студент должен:

–знать категориальный ряд базовых понятий философии и науки. Иметь представление о развитии и специфике направлений естественных и технических наук, стратегиях их дальнейшего развития. Принимать во внимание ограничения экологического, этического порядков.

– владеть методами систематизации научного знания, логического анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии, сравнения и пр.

В результате освоения дисциплины магистранты должны приобрести знания и изучить теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, научиться анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований, использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате изучения дисциплины необходимо  сформировать у магистрантов представления о следующих понятиях:

 Философия, методология и наука; наука и теория; структура научного знания; этапы и организация научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательская программа); функции методологии; методология и метод, система методов научного исследования; методология образования; система исследовательских процедур и выбор методов исследования; исследование и проектирование; противоречие и проблема; объект и предмет; гипотеза и задачи; описание, моделирование, объяснение и прогнозирование; подтверждение и опровержение.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества, основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия, основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе, основы современных технологий сбора, обработки и представления информации, общенаучные методы исследования, теоретические и эмпирические: анализ, синтез, классификация, моделирование, наблюдение, эксперимент и др., методы и средства испытания идеализированных моделей; структуру теории, этапы и организацию научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательская программа), соотношение понятий: наука, теория, методология, метод, исследование.

Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности, использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации, ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее разрешения, адаптироваться в новых ситуациях, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, разрабатывать физические и математические модели  явлений и объектов, относящихся  к профилю деятельности.

Владеть: технологиями приобретения, использования и обновления технических, гуманитарных, социальных и экономических знаний,  навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, способами проектной и инновационной деятельности, способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны; демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи, способностью и готовностью проводить  научные эксперименты, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

Самостоятельная запись (Обучающийся)