1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина “Методология научных исследований ” относится к дисциплинам базовой части – блок Б1.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям магистрантов.
Для изучения дисциплины студент должен:
–знать категориальный ряд базовых понятий философии и науки. Иметь представление о развитии и специфике направлений естественных и технических наук, стратегиях их дальнейшего развития. Принимать во внимание ограничения экологического, этического порядков.
– владеть методами систематизации научного знания, логического анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии, сравнения и пр.
В результате освоения дисциплины магистранты должны приобрести знания и изучить теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, научиться анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований, использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате изучения дисциплины необходимо сформировать у магистрантов представления о следующих понятиях:
Философия, методология и наука; наука и теория; структура научного знания; этапы и организация научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательская программа); функции методологии; методология и метод, система методов научного исследования; методология образования; система исследовательских процедур и выбор методов исследования; исследование и проектирование; противоречие и проблема; объект и предмет; гипотеза и задачи; описание, моделирование, объяснение и прогнозирование; подтверждение и опровержение.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества, основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия, основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе, основы современных технологий сбора, обработки и представления информации, общенаучные методы исследования, теоретические и эмпирические: анализ, синтез, классификация, моделирование, наблюдение, эксперимент и др., методы и средства испытания идеализированных моделей; структуру теории, этапы и организацию научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательская программа), соотношение понятий: наука, теория, методология, метод, исследование.
Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности, использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации, ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее разрешения, адаптироваться в новых ситуациях, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, разрабатывать физические и математические модели явлений и объектов, относящихся к профилю деятельности.
Владеть: технологиями приобретения, использования и обновления технических, гуманитарных, социальных и экономических знаний, навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, способами проектной и инновационной деятельности, способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны; демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи, способностью и готовностью проводить научные эксперименты, представлять и докладывать результаты выполненной работы.- Управляющий: Беляков Пахом Витальевич