48. Практическое занятие №16. Система пуска и реверса дизелей фирмы «МАН» («МАН-Дизель»)
Практическая работа №16
Система пуска и реверса дизелей фирмы «БиВ»
Тема: Изучение система пуска и реверса дизелей фирмы «БиВ»
Цель: изучить назначение, устройство, работу и параметры системы пуска и реверса и её основных узлов.
Оборудование: Модель 1:10 двигателя ДКРН 60/140-2.
Порядок работы:
1. Общие сведения.
2. Определить компоненты, входящие в системы.
3. Изучить их функции.
4. Изучить их взаимосвязь.
5. Составить схему системы пуска
6. Изучить правила подготовки системы к действию
7. Ответить на контрольные вопросы;
Общие сведения. Система управления двигателем Бурмейстер и Вайн Брянского машиностроительного завода. Характерные особенности системы управления (рис. 116): раздельный пуск; реверсирование распределительного вала осуществляется за счет его разворота относительно коленчатого вала на угол реверса; реверсирование начинается с момента пуска дизеля, что уменьшает расход воздуха и сокращает время реверса.
Основные узлы системы: запорный клапан А, главный пусковой клапан Б, пусковые клапаны В цилиндров, воздухораспределитель Г, клапан управления пуском 20, золотник реверса 26, реверсивный механизм Д, тормозной цилиндр 8 и блокировочная муфта 7.
Управление двигателем осуществляется топливно-пусковой 11 и реверсивной 1 рукоятками, сблокированными между собой секторами 24 и 25 так, что перестановка топливно-пусковой рукоятки в положение «пуск» возможна только при нахождении реверсивной рукоятки в одном из крайних положений («вперед» или «назад»), а в положение «работа» — после окончания реверса; перестановка реверсивной рукоятки возможна только при нахождении топливно-пусковой рукоятки в положении «стоп».
1.При открытии запорного клапана А воздух из пускового баллона поступает к главному пусковому клапану Б и одновременно к клапану управления пуском 20, прижимает его к седлу и проходит в управляющий цилиндр главного пускового клапана.
2.При установке топливно-пусковой рукоятки в положение «пуск» с помощью тяги 21 и рычага 22 клапан 20 перемещается в верхнее положение, в результате чего перекрывается доступ воздуха к управляющему цилиндру главного пускового клапана, а имеющийся в этом цилиндре воздух через отверстия в корпусе клапана управления пуском выпускается в атмосферу. Главный пусковой клапан открывается, и воздух одновременно поступает к пусковым клапанам В рабочих цилиндров и к воздухораспределителю Г, прижимая штоки его золотников к кулачным шайбам. Коленчатый вал двигателя начинает вращаться на воздухе.
3.Затем топливно-пусковую рукоятку устанавливают в положение «работа». При этом зуб на рычаге 22 соскочит с выступа тяги 21, пружина оттянет левый конец рычага 22, воздух переместит клапан 20 вниз и поступит в управляющий цилиндр главного пускового клапана, который закроется. Двигатель начинает работать на топливе.
4.Для реверсирования дизеля топливно-пусковую рукоятку устанавливают в положение «стоп», а реверсивную — в требуемое положение («вперед» или «назад»). При этом с помощью системы тяг и рычагов производится осевое перемещение кулачкового валика 23 воздухораспределителя и поворот золотника реверса 26. Затем топливно-пусковую рукоятку устанавливают в положение «пуск», и после открытия главного пускового клапана воздух поступает через золотник 26 в тормозной цилиндр 8, который своим роликом будет удерживать от проворачивания тормозной диск 13 тормозного блока 12, свободно посаженного на вал реверса. Вал реверса фланцевой муфтой 6 соединен с распределительным валом 5.
Реверсирование распределительного вала осуществляется в начале первого оборота коленчатого вала при помощи реверсивного механизма.
Звездочка 4, соединенная цепным приводом с приводной звездочкой коленчатого вала, свободно сидит на втулке 11 рамы реверсивного механизма, закрепленной на валу реверса с помощью шпонки. В кронштейнах рамы 19 находятся подшипники рамовых шеек 3 реверсивных кривошипов. Кривошипные шейки размещены в ползунах 2, которые могут скользить в прорезях спиц звездочки 4. Во время работы двигателя реверсивные кривошипы находятся в одном из крайних положений в зависимости от стороны вращения звездочки 4 и служат связующими звеньями между звездочкой и реверсивным валом. Кронштейны рамы при этом упираются в специальные пружинные амортизаторы установленные на ободе звездочки 4. Реверсивные кривошипы снабжены шестернями 10, сцепленными с шестерней 9 тормозного блока. На торцах тормозного диска 13 и втулки 16 имеется по два кулачка 14, определяющих поворот распределительного вала относительно тормозного диска на угол 130°. Втулка 16 сидит на шпонке на валу реверса и имеет фигурную шайбу 28, на которую опираются ролики двух фиксаторов 27, укрепленных на тормозном диске и препятствующих самопроизвольному реверсированию.
По наружным шлицам втулки 16 может перемещаться блокировочная муфта 7, внешнюю винтовую нарезку которой охватывает закрепленная на тормозном диске гайка 15. При повороте вала реверса и втулки 16 муфта 7 будет перемещаться вдоль оси и через тяги и рычаги воздействовать на золотник 26 и сектор блокировки топливоподачи.
При реверсировании тормозной блок 12 остается неподвижным, а коленчатый вал и звездочка 4 приводятся во вращение в новом направлении при помощи сжатого воздуха. Шестерни 10 обкатываются вокруг шестерни 9 тормозного блока, и реверсивные кривошипы поворачиваются до тех пор, пока кулачки 14 на торцах диска 13 и втулки 16 не придут в соприкосновение после относительного поворота на 130° (на дизелях типа K-GF реверсивные кривошипы поворачиваются с помощью лопастных масляных сервомоторов). При этом оси топливных 18 и выпускных 17 кулачных шайб из положения отставания на 15° вначале догонят приводную звездочку, а затем к концу перекладки вала уйдут вперед соответствующих кривошипов на 15°.
После окончания реверса осевое перемещение муфты 7 приводит к перестановке сектора блокировки топливоподачи в положение, блокирующее реверсивную рукоятку, но позволяющее устанавливать топливно-пусковую рукоятку в положение «работа». Одновременно золотник 26 смещается в осевом направлении в положение, при котором воздух из тормозного цилиндра выпускается в атмосферу и тормозной блок начинает вращаться вместе с валом реверса.
Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой
2. Описать работу системы при реверсировании с переднего хода на задний.
Контрольные вопросы.
1. Особенности пускореверсивной системы двигателя ДКРН 60/140-2»
2. Перечислите все применяемые блокировки.
3. Каким образом происходит реверсирование ТНВД?
4. Как происходит реверсирование механизма газораспределения?
5. Перечислите преимущества и недостатки ДКРН 60/140-2»
Литература:
Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. / И.В.Возницкий, Н.Г.Чернявская, Е.Г.Михеев – М.: Транспорт 1979, 415 с. Стр. 162-165