Лекция 11. Международные требования к магнитным компасам.

Международные и национальные требования к магнитным компасам.

Лекция 11          Международные и национальные требования к магнитным компасам.

 

                                               Приложение 1.

Требования международной Конвенции СОЛАС-74

 

"2 Судовое оборудование и системы

2.1. Все суда, независимо от размера, должны иметь:

 

2.1.1. магнитный компас, у которого уничтожена девиация и определены ее остаточные значения, или другое средство, независимое от любого источника электроэнергии, чтобы определять курс и представлять его показания на главный пост управления рулем,

 

2.1.2. пелорус или пеленгаторное устройство компаса, или другое средство, независимое от любого источника электроэнергии, чтобы брать пеленги по дуге горизонта в 360

 

2.1.3. средства коррекции для получения истинных пеленгов и курса в любое время,

 

 

2.2. Все суда валовой вместимостью 150 рег. т и более и пассажирские суда независимо от размера, дополнительно к требованиям пункта 2.1, должны иметь.

2.2.1. запасной магнитный компас, взаимозаменяемый с магнитным компасом, упомянутым в пункте 2.1.1., или другое средство, обеспечивающее выполнение предусмотренной пунктом 2.1.1 функции путем замены или дублирования оборудования”.

 

                            Приложение 2.

Требования Международных стандартов ИСО к магнитному компасу.

 

 

Стандарт ISO 449:1979 содержит международные требования к магнитным компасам и нактоузам, а именно требования: к материалам, из которых они должны изготавливаться; к обеспечению надежной работоспособности в различных условиях эксплуатации; к удобству и точности считывания информации; к компенсаторам девиации.

 

Рекомендации ISO R 694 к размещению магнитных компасов на борту судна. Суть рекомендаций сводится к тому, что необходимо минимизировать влияние посторонних магнитных полей на магнитную систему компаса за счет удаления от него электрического и Магнитного судового оборудования.

 

Стандарт ISO/DIS 11606 касается морских электро- магнитных компасов, работающих за счет того, что магнитный сенсор (датчик) реагирует на магнитное поле Земли и обеспечивает выходной сигнал для процессора. В Стандарте закреплены требования относительно того, что электромагнитный компас, так же как и традиционный магнитный, должен иметь устройство для компенсации девиации.

 

 

 

 

 

                           Приложение 3.

Требования ИМО к магнитным компасам

       (Резолюция ИМО А.382 (10))

 

В Резолюции ИМО А.382 (10) (см. Приложение 2) даны рекомендации Администрациям в отношении оснащения судов магнитными компасами с указанием их предназначения: главный, путевой, аварийный. Кроме того, в Резолюции указана необходимость уничтожать девиацию и обеспечивать наличие сведений об остаточной девиации в табличной или графической форме.

Далее приведен полный официальный текст Резолюции ИМО А.382 (10).

 

                                     ИМО

                   РЕЗОЛЮЦИЯ А.382 (10)

                   Принята 14 ноября 1977 г.

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К                                 МАГНИТНЫМ КОМПАСАМ.

 

АССАМБЛЕЯ,  

ССЫЛАЯСЬ на статью 16 (i) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи,

ИМЕЯ В ВИДУ положения Правила 12 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на отчет Комитета по безопасности мореплавания на его 32-й сессии, касающейся дополнений к положениям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.,

РАССМОТРЕВ отчет 34-й сессии Комитета по безопасности мореплавания,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(a) одобрить Рекомендации по оснащению судов магнитными компасами, содержащиеся в приложении I к настоящей Резолюции,

(b) одобрить Рекомендации по технико-эксплуатационным требованиям к магнитным компасам, содержащиеся в приложении II к настоящей Резолюции;

(с) рекомендовать Администрациям руководствоваться положениями настоящей Резолюции, а также приложениями к ней, и после принятия данной Резолюции обеспечивать установку на судах магнитных компасов, соответствующих технико-эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые указаны в приложении II;

 ПРИГЛАШАЕТ Администрации в надлежащее время дать положения по дополнению правила 12 Главы V Конвенции СОЛАС-74 в соответствии с положениями приложения I.

 

                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ I.

 

         РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ СУДОВ

МАГНИТНЫМИ КОМПАСАМИ

Администрациям рекомендуется обеспечить следующее:

  1. На всех судах должны быть установлены:

(а) главный магнитный компас, соответствующий требованиям приложения II;

(b) путевой магнитный компас, соответствующий требованиям приложения II, если с основного поста управления рулем рулевой не может четко видеть показания главного магнитного компаса;

(c) соответствующие средства связи между главным магнитным компасом и постом управления по усмотрению Администраций

2. Резервный (аварийный) магнитный компас, взаимозаменяемый с главным магнитным компасом, если отсутствует путевой магнитный компас, или соответствующий требованиям п. 1 (b), или гирокомпас;

3. У каждого магнитного компаса должна быть компенсирована девиация. Величины остаточной девиации должны быть показаны в табличной или графической форме вблизи компаса. Эти данные должны быть хорошо различимы в любое время.

         Примечание. Администрации имеют право, сообразуясь с условиями плавания данного судна, его назначением или типом, не требовать установки главного магнитного компаса. Однако при этом остается обязательной установка на нем путевого компаса.

 

                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ II.

                            РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКО-

         ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К МАГНИТНЫМ

                                         КОМПАСАМ

 

 

  1. Определения

1.1  Магнитный компас – это мореходный инструмент, предназначенный для определения и удержания некоторого азимутального направления, зависящего от магнитного поля Земли.

1.2  Главный магнитный компас - магнитный компас, используемый в навигационных целях, подвешенный в соответствующем нактоузе, имеющем устройства уничтожения девиации и измерения пеленгов.

1.3.         Путевой компас - магнитный компас, предназначенный для целей управления рулем, подвешенный в соответствующем нактоузе, имеющем устройства для уничтожения девиации.

Примечание. Если главный магнитный компас имеет устройство для дистанционной передачи показании на пост управления рулем, и изображение картушки в этом устройстве не менее чем по 15° пo обе стороны от курсовой черты ясно видно при дневном и искусственном освещении с места рулевого, то главный магнитный компас в этом случае рассматривается как путевой.

 

2. Картушка компаса

2.1. Картушка компаса должна быть градуирована на 360°, через каждый градус. Нумерация делений должна быть через 10°, начиная от 0 (норд) до 360°, по часовой стрелке. Главные румбы должны быть обозначены заглавными буквами N, E, S, W. Точка N может быть обозначена эмблемой.

2.2. Погрешность отсчета из-за неточности градуировки, эксцентриситета картушки и магнитной системы не должна превышать 0,50 на любом курсе.

2.3. Картушка путевого компаса должна быть ясно видима при дневном и искусственном освещении с расстояния 1,4 м. Допускается использование увеличительной линзы.

 

3. Материалы

3.1. Магниты системы стрелок, а также магниты предназначенные для уничтожения полукруговой девиации, должны иметь коэрцитивный коэффициент не меньше 112кA/м.

3.2. Мягкое железо, предназначенное для уничтожения четвертной девиации, не должно иметь остаточного намагничивания.

3.3. Все другие материалы используемые в магнитном компасе и его нактоузе, должны быть немагнитными, насколько это практически достижимо. Величина отклонения картушки по этой причине не должна превышать (9/H)°, где Н - горизонтальная составляющая вектора напряженности магнитного поля в мкTл (микротеслах) в точке установки компаса.

4. Технико-эксплуатационные требования

Магнитный компас должен нормально работать во всех условиях эксплуатации судна, на котором он установлен.

 

5. Конструктивные погрешности

5.1. При вращении компаса с постоянной угловой скоростью до 1,5° в секунду при температуре компаса 20±3 °С отклонение картушки от первоначального направления не должно превышать (36/H)°, если диаметр картушки меньше 200 мм. При диаметре 200 мм и более отклонение картушки не должно превышать (54/H)0. Н определяется в соответствии с п. 3.3.

5.2. Погрешность за счет трения (застой картушки) не должна превышать (3/Н)0 при температуре 20±3 °С.

3.3. Если горизонтальная составляющая вектора напряженности магнитного поля равна 18 мкTл, то полупериод колебаний картушки должен быть не менее 12 с, после начального отклонения на 40°. Время возвращения в меридиан с точностью ±1°после отклонения на 90° не должно превышать 60 с. Апериодические компасы должны соответствовать только последнему требованию

 

6. Устройства для уничтожения девиации

6.1. Нактоуз должен иметь устройства для уничтожения полукруговой и четвертной девиаций, образующихся Из-за воздействия:

(a) горизонтальной составляющей постоянного намагничивания корпуса судна,

(b) погрешностей из-за крена,

(c) горизонтальной составляющей горизонтального индукционного намагничивания корпуса судна,

(d) горизонтальной составляющей вертикального индукционного намагничивания корпуса судна.

 

 

6.2. Устройства для уничтожения девиации, предусмотренные п. 6.1, должны обеспечивать постоянство поправок компаса в условиях, предусмотренных п. 4, и особенно при значительном изменении магнитной широты. Значениями девиаций порядком больше четвертной следует пренебречь

7. Конструкция

7.1. Основное и аварийное освещение должно быть установлено так, чтобы картушка была хорошо видима в любое время. Должна быть обеспечена возможность затемнения.

7.2. Магнитный компас не должен нуждаться в электропитании за исключением освещения.

7.3. В случае, если для трансляции показаний главного магнитного компаса на пост управления рулем используется электрическая передача, то ее работа должна быть обеспечена от основного и аварийного источников энергии.

7.4. Оборудование должно быть сконструировано и установлено таким образом, чтобы была обеспечена возможность свободного доступа к нему для ввода поправок регулировок.

7.5. Компасы, нактоузы и пеленгаторы должны иметь маркировку об одобрении Администрацией

7.6. Главный магнитный компас должен быть подвешен в кардановых кольцах так, чтобы при наклонах нактоуза до 40° его азимутальный круг сохранял горизонтальное положение при любом направлении наклона.

При любом состоянии погоды и моря компас должен оставаться в подвесе. Путевой компас, подвешенный в кардановых кольцах, должен удовлетворять тем же требованиям. При жесткой установке котелка компаса должна быть предусмотрена возможность наклона картушки не менее чем на 30° по любому направлению

7.7. Материалы, используемые для изготовления магнитных компасов, должны быть достаточно прочными, и их выбор должен быть одобрен Администрацией.

8. Место установки

8.1. Магнитный компас по возможности должен устанавливаться в диаметральной плоскости судна. Главная курсовая черта должна быть установлена так, чтобы погрешность куса не превышала ±0,50.

8.2. Главный компас должен быть установлен так, чтобы с него можно было брать пеленги на земные предметы и небесные светила без затемнения. Отсчеты путевого компаса должны быть ясно видны с поста управления рулем.

8.3. Магнитный компас, по возможности, должен быть удален от магнитных материалов.

Минимальное расстояние главного магнитного компаса от магнитных материалов судовых конструкций определяется Администрацией. Ориентировочные значения таких расстояний даны на диаграмме.

 

 

 

 

Минимальные расстояния до путевого компаса могут быть снижены до 65% от величин, указанных н диаграмме, при условии, что эти расстояния не менее 1 м. Если на судне имеется только путевой компас, то минимальное расстояние до него определяется как для главного компаса, т.е., по возможности дальше от магнитных масс.

8.4. Расстояние от магнитных компасов до электрического или магнитного оборудования должно быть не меньше безопасного, определяемого Администрацией.

 

                           

                            Приложение 4.

Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию морских судов

 

(Российский морской регистр судоходства «Правила по оборудованию морских судов»)

 

Глава 5.2 Магнитный компас

5.2.1. Магнитный компас должен обеспечивать указание курса с точностью:

±10 – на ходу при отсутствии качки;

±50 – при качке во всех направлениях до ±22,50 с периодом 6…15 с;

         5.2.2 Картушка главного и путевого компаса должна обеспечивать возможность снятия отсчета с точностью до 0,50. Цена деления картушки должна быть не более 10.

 

5.2.3. Застой картушки магнитного компаса при горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Н MкTл, в месте установки магнитного компаса и температуре окружающего воздуха 20±3 °С не должна превышать (3/Н)0 при отклонении картушки от магнитного меридиана на ±2°

5.2.4. В магнитном компасе должно быть предусмотрено соответствующее амортизирующее устройство, обеспечивающее устойчивость картушки при судовых вибрациях, и устройство, обеспечивающее сохранение нормального положения вертикальной оси компасного котелка в условиях эксплуатации.      

5.2.5. Котелок компаса с карданным подвесом должен сохранять горизонтальное положение при наклоне нактоуза до 45° в любом направлении. Картушка должна оставаться свободной при наклоне котелка в любом направлении на угол не менее:

100 - для компасов с карданным подвесом;

300 – для компасов без карданного подвеса.

5.2.6. Магнитный компас должен иметь устройства для компенсации полукруговой, четвертной, креновой и широтной девиации.

Каждое устройство должно обеспечивать компенсацию соответствующей девиации с точностью до ±02°.

5.2.7. Конструкция устройств, предусмотренных п. 5.2.6, должна обеспечивать такую компенсацию девиации, чтобы значения остаточной девиации не превышали ±30 для главного компаса и ±50 для путевого компаса.

5.2.8. Магнитный компас должен иметь нактоуз и Электрическое освещение картушки, достаточное для четкой видимости делений картушки. Должна быть предусмотрена возможность регулировки силы света.

Основное электрическое освещение компаса должно быть рассчитано на питание переменным током. Помимо основного освещения, должно быть предусмотрено аварийное автономное освещение от аккумуляторной батареи. Напряжение питания освещения не должно превышать безопасного

5.2.9. Высота нактоуза главного компаса должна быть такой, чтобы вместе с подушкой, на которой он установлен, плоскость стекла котелка компаса находилась на высоте не менее 1300 мм от палубы.

Наибольшая высота установки компасов не регламентируется, но во всех случаях она не должна превышать величины, обеспечивающей удобство работы с компасом.

5.2.10. Главный компас должен быть снабжен пеленгатором, который должен обеспечивать пеленгование видимых с судна предметов и небесных светил с точностью снятия отсчета ±0,250.

Пеленгаторы новой конструкции должны обеспечивать снятие прямого отсчета пеленга

5.2.11. Должна быть обеспечена возможность четкого снятия отсчета с картушки путевого компаса на расстоянии не менее 1,4 м, как при дневном, так и при искусственном освещении. Допускается применение увеличительных устройств.

5.2.12. Магнитный компас с электрической дистанционной передачей показаний должен удовлетворять всем требованиям п.п. 5.2.1 - 5.2.10 и, кроме того, обеспечивать указание курса на репитерах.

5.2.13. В качестве чувствительного элемента магнитного компаса с электрической дистанционной передачей показаний картушки может быть использована магнитная система главного магнитного компаса или специальные магнитные чувствительные элементы.

5.2.14. При использовании магнитной системы главного магнитного компаса для дистанционной передачи показаний устройство, предназначенное для электрической передачи показаний на репитеры, должно быть такой конструкции, чтобы его размещение и работа не создавали помех пеленгованию, снятию отсчетов курса и пеленга с картушки компаса, а также работам по компенсации девиации

5.2.15. Специальный чувствительный элемент должен включать в себя устройство для компенсации девиации в соответствии с требованиями п.п. 5.2.6 и 5.2.7

5.2.16. Датчик и вся система дистанционной электрической передачи показаний магнитного компаса должны оставаться работоспособными при следующих изменениях движения судна:

.1. циркуляции при угловой скорости до 6 0/с;

.2. рыскании с периодом 10...20 с и наибольшим отклонением от курса на ±5°.

5.2.17. Расхождение в показания репитеров и чувствительного элемента магнитного компаса с дистанционной передачей показаний не должно превышать 10

5.2.18. Выход из строя или отключение отдельных репитеров не должны влиять на точность показаний оставшихся репитеров и основного компаса.

5.2.19. Должна быть предусмотрена звуковая сигнализация о выходе из строя следящей системы магнитного компаса с электрической дистанционной передачей показаний картушки. Звуковая сигнализация должна получать питание от независимого источника.

5.2.20. В комплекте магнитного компаса с электрической дистанционной передачей показаний должно предусматриваться специальное световое табло с надписью "Репитеры включены от магнитного компаса" (см. 3.7.2.10)

5.2.21. Конструкция магнитного компаса с оптической дистанционной передачей показаний должна обеспечивать получение на экране прямого отраженного изображения сектора шкалы картушки с ясно видимыми градусными делениями на дуге не менее 30°, а также курсовой черты, укрепленной в корпусе котелка компаса.

Рекомендуется предусматривать устройство для получения изображения шкалы картушки с кормовой и носовой сторон перископа.

5.2.22. Длина перископа оптического тракта магнитного компаса с оптической дистанционной передачей показаний должна быть такой, чтобы при установке компаса на подушке с учетом прохода трубы перископа через ралубу экран мог быть установлен на уровне глаз рулевого.

Должно быть предусмотрено устройство для возможности регулировки высоты экрана на 100...150 мм вверх и вниз от среднего положения.

5.2.23. экран должен быть снабжен приспособлением, предохраняющим его от яркого солнечного или другого света, способного вызывать засвечивание изображения на экране картушки. Изображение на экране должно быть ясно видимым в дневное и ночное время

5.2.24. Конструкция оптического тракта и экрана должна быть такой, чтобы изображение сектора шкалы картушки оставалось четким и ясным при визуальном пеленговании и при закрытом колпаке компаса.

5.2.25. Должно быть предусмотрено устройство регулировки и фиксации положения экрана для удобства снятия показания.

5.2.26. Оптический тракт должен быть водозащищенной конструкции IP 56. Должны быть предусмотрены меры по предотвращению отпотевания тракта и конденсации в нем влаги, а также обеспечен легкий доступ к оптике для ее очистки.

5.2.27. Шлюпочный магнитный компас должен отвечать следующим требованиям:

.1. цена деления картушки компаса должна быть 1°, 2° и не более 5°, в зависимости от диаметра картушки;

.2. застой картушки компаса при условиях, изложенных в п. 5.2.3, не должен превышать (9/H)0.

.3. должно быть предусмотрено освещение картушки в соответствии с требованием 6.10.8.1.5 части II «Спасательные средства»;

.4. должно быть предусмотрено устройство для крепления компаса на шлюпке и футляр для хранения;

.5. диаметр картушки должен быть достаточным для нормального считывания показаний.

 

                            Приложение 5.

Рекомендации штурманской службы

 

В действующем наставлении Министерства морского флота "Рекомендации штурманской службы" (РШС-89) в отношении магнитного компаса сказано: "Если величина девиации главного магнитного компаса превысит допустимую величину 3° (у путевого 50), может быть использована временная таблица девиации".

Там же: "Капитан может продлить срок действия штатной таблицы девиации до 3 месяцев, если значение девиации в результате сличения компасов не отличается от табличных более чем на 2°".

 

                   Приложение 6.

Международные эксплуатационные требования к морским устройствам передачи курса.

 

 

В состав современных навигационных систем входит ряд потребителей, в которых требуется информация о курсе судна (таких как РЛС, авторулевые и т.д.). В случае, если на судне имеется работающий гирокомпас, требуемая информация поступает от него. разумеется, если гирокомпас выходит из строя, можно вводить эту информацию вручную. Однако это отвлекает вахтенного помощника от выполнения им других должностных обязанностей, поэтому желательно, чтобы на судне было устройство для автоматической передачи курса всем потребителям. Подобные устройства выпускаются промышленностью. Они подпадают под разряд конвенционного оборудования, что нашло отражение в соответствующих резолюциях ИМО.

Международные эксплуатационные требования к морским устройствам передачи курса изложены в резолюциях Комитета по безопасности на море:

МSC/86 (70), принятой 01 декабря 1998 г. (Приложение 2)

МSC/116 (73), принятой 01 декабря 2000 г.

Основные эксплуатационные требования этих резолюций должны соблюдаться при плавании в диапазоне широт от φ =70° N до φ 70° S. Требования сводятся к следующему:

-Выходные данные устройства передачи курса должны содержать информацию об истинном курсе;

- устройство передачи курса должно выдавать раздельно: информацию о величине девиации магнитного компаса и магнитного склонения для данного района плавания,

-статическая погрешность указания курса судна не должна превышать значения ±0,10;

-динамическая погрешность указания курса судна при качке должна находиться в пределах ±1,50  (дополнительно к статистической);

-Динамическая погрешность при изменении курса судна с угловой скоростью от 10 до 20% должна находиться в пределах ±1,5°, при угловой скорости менее 100/с - в пределах ±0,5°. Кроме того, должна быть обеспечена аварийно-предупредительная сигнализация при отключении электропитания системы магнитного компаса.