38.Назначение систем смазки. Циркуляционные и цилиндровые масла. Браковочные показатели. Присадки.
38.Назначение систем смазки. Циркуляционные и цилиндровые масла. Браковочные показатели. Присадки.
Назначение систем смазки. Циркуляционные и цилиндровые масла. Браковочные показатели. Присадки.
1.Функции масляной системы
Масляная система выполняет несколько функций, к числу которых в первую очередь относятся:
1. Снижение трения и уменьшение износа, включая и коррозию;
2. Охлаждение путем отвода тепла из зон трения;
3. Удаление образующихся продуктов износа и загрязняющих примесей;
4. Обеспечение уплотнения ЦПГ в зоне поршневых колец.
Исходя из изложенного, а также, учитывая высокий уровень форсировки современных двигателей, используемые в них моторные масла, должны обладать рядом эксплуатационных свойств и характеристик:
2.Характеристики (свойства) масла
В сертификаты на масла обычно включаются: плотность,
- категория вязкости по SAE (Сообщество автомобильных инженеров),
- вязкость при 100°С и 40°С,
- нейтрализующая способность, в ОЩЧ(TBN),
- температура вспышки и температура застывания,
- характеристики по API (Американского Нефтяного Института) и АСЕА (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей).
2.1. Плотность
Плотность вещества (density - d) определяется как масса единицы объема. Для нефтяных продуктов плотность принято выражать в виде относительной величины - относительная плотность (specific gravity or relative density). Последняя представляет собой отношение массы заданного объема продукта к массе воды этого же объема при температуре 15°С.
Плотность масел лежит в пределах 860-930 кг/м3. Меньшие значения плотности характерны для масел парафинового основания, большие присуди маслам нафтенового основания. В процессе работы масла его плотность изменяется. Падение плотности свидетельствует о его разжижении более легким топливом, а увеличение - загрязнении масла сажей и продуктами окисления масла.
2.2. Вязкость
Вязкость (viscosity - v) является важнейшей характеристикой масла, она определяет величину внутреннего трения в слое жидкости, определяющего сопротивление ее течению. Мерой динамической вязкости является пуаз Пз, он представляет собой силу, которую необходимо приложить, чтобы перемещать со скоростью 1см/с пластину площадью 1 см2 относительно другой пластины, отделенной от нее слоем жидкости толщиной 1 см. В технике принято использовать показатель кинематической вязкости v, выражаемый мм2/с или в сантистоксах (сСт). Кинематическая вязкость может быть получена путем деления динамической вязкости на плотность. За рубежом вязкость масел принято классифицировать номерами (категориями) SAE, численное значение которых придается маслам, вязкость которых лежит в пределах, указанных в табл. 1.
Вязкость непосредственно определяет эффективность смазки, ее способность создавать пленку между трущимися поверхностями, тем самым, предотвращая их непосредственный контакт, изнашивание и рост температур в зоне контакта.
Следует также учитывать, что вязкость большинства масел существенно зависит от температуры, с её повышением вязкость снижается, а со снижением растет. В зависимости от химического состава масла и методов очистки базовой основы (Base-Stock) эта зависимость различна. Так вязкость масел парафинового основания наиболее стабильна, более зависимы от температуры масла нафтенового основания. Для суждения о вязкостно-температурной зависимости масел можно воспользоваться данными по вязкости, которые в сертификатах обычно приводятся при двух температурах - 40°С (100°F) и 100:°С (210°F). С этой же целью часто используют показатель - Индекс вязкости.
2.3.Индекс вязкости (V.I.) представляет собой опытную безразмерную величину, характеризующую вязкостно-температурную зависимость масел. Масла с высоким индексом вязкости (100 и более) характеризуются относительно малым падением вязкости при повышении температуры, малый индекс вязкости свидетельствует о существенном падении вязкости см. рис. 1. При выборе масел желательно стремиться к использованию масел по возможности с более высоким индексом вязкости (85-100 и выше), так как позволят обеспечить более стабильную вязкость в широком диапазоне температур и тем самым гарантировать сохранение масляной пленки и гидродинамический режим смазки как на малых, так и на высоких нагрузках.
2.4. Нейтрализующая способность
Нейтрализующее действие масел (alcalinity property) заключается в их способности противостоять коррозии под действием образующейся в цилиндрах серной кислоты и продуктов окисления самого масла (органические кислоты). Нейтрализация кислот достигается путем введения в масло присадок, придающих ему щелочные свойства, задаваемые Общим Щелочным Числом (ОЩЧ или TBN - Total Base Number), которое выражается в мг КОН/г масла.
2.5. Температура застывания
Температурой застывания (pour point temp.) считается та наивысшая температура, при которой масло теряет свою подвижность. Температура застывания масел, рекомендуемых для циркуляционных систем судовых двигателей, обычно лежит в пределах -9°С -15°С. Для двигателей, работающих на открытом воздухе, следует подбирать масла с температурами застывания, которые были бы ниже температур окружающей среды в зимнее время. Такие масла можно найти у разных фирм.
2.6. Температура вспышки и испаряемость
Температурой вспышки (flash point temp.) является та наинизшая температура, при которой нагреваемое масло испаряется и образующиеся пары, перемешиваясь с воздухом, создают смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Определение Твсп осуществляется в открытом или закрытом тиглях. Твсп, полученная в открытом тигле в среднем на 30° выше. Температура вспышки масел обычно лежит в пределах 200-230°С.
Основу смазочных материалов составляют фракции нефти, выкипающие при 200-500°С. Их нагревание в двигателях и механизмах приводит к потере легких фракций, что вызывает изменение углеводородного состава, ухудшение вязкостно-температурных свойств, повышение температуры застывания и, что наиболее важно, - повышенный расход масла. Об испаряемости масла судят по фракционному составу и температуре вспышки. Чем ниже Твсп, тем легче фракционный состав, тем при более низкой температуре выкипают легкие фракции, тем, следовательно, выше будет расход масла.
3. Классификация масел
|
Группа масел по эксплуатационным свойствам |
Рекомендуемая область применения |
|
|
А
|
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
|
|
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
|
Б2
|
Малофорсированные дизели |
|
|
В |
В1
|
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
|
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенное требование к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений. |
|
|
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжёлых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению. |
|
Г2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. |
|
|
Д |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжёлых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений. |
|
|
Е
|
Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы. |
|
4.Состав масла
Любое смазочное масло представляет собой масляную основу – базовое масло, в которую вводят присадки разного функционального назначения.
Литература
Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 2. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда – М.:МОРКНИГА, 2010.- 382 с Стр.312-325
Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 2. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда – М.:МОРКНИГА, 2008.- 470 с. Стр 388-401